Команда Group-IB защитила поклонников Black Star от мошенничества в Instagram

В минувший уикенд, 12-13 октября, по Instagram прокатилась волна мошеннических рекламных роликов с участием Тимати, где от имени Black Star якобы был инициирован розыгрыш Porsche среди подписчиков социальной сети. Для получения приза пользователь должен был перечислить вступительный взнос на счёт, указанный в ролике, и ждать розыгрыша. Мошенники вели свою деятельность якобы от имени лейбла. Руководство Black Star обратилось к своему партнеру по кибербезопасности — компании Group-IB, чье подразделение Brand Protection специализируется на выявлении и устранении угроз, связанных с неправомерным использованием бренда и интернет-мошенничеством.

В первые часы работы специалисты Group-IB оперативно обнаружили и заблокировали три зеркальных Instagram-аккаунта мошенников, два сайта, куда вели ролики при клике на ссылку «Оплатить взнос», а также несколько фейковых рекламных объявлений якобы от лица Black Star. На данный момент работа по выявлению случаев, связанных с неправомерным использованием бренда Black Star и интернет-мошенничеством в отношении лейбла, продолжается: специалисты Group-IB оперативно реагируют на все ссылки, присылаемые Black Star, и добиваются их блокировки.

Как правило, Интернет-мошенники создают сразу несколько фейковых аккаунтов и сайтов-зеркал, чтобы в случае блокировки одного из них, оперативно «переехать» на другой. Один из главных трендов в этом году — не только усложнение самой схемы привлечения трафика на мошеннические ресурсы путем таргетированных рекламных показов в социальных сетях, но и использование имен селебрити и звездных брендов. За счёт имени популярных артистов мошенники добиваются доверия жертвы, они используют базы тех, кто уже подписан на реальный аккаунт звезды или посещал его. Таким образом, формируется «лояльный пул» для заманивания на фейковый ресурс звезды через рекламу, а дальше идет «развод», замаскированный под розыгрыш или опрос, целью которого являются либо денежные средства, либо данные банковской карты жертвы.

Андрей Бусаргин
Андрей Бусаргин

Директор департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB

По оценке Group-IB Brand Protection, выручка мошенников на фейковых рекламных онлайн-акциях якобы от имени селебрити составляет более 500 млн рублей ежегодно. Group-IB также фиксирует рост количества скомпрометированных аккаунтов в социальных сетях известных предпринимателей, артистов, политиков, блогеров и представителей шоу-бизнеса. Только в Instagram за 2018 год этот показатель вырос на 40%.

О компании

Group-IB — один из ведущих разработчиков решений для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества, исследования высокотехнологичных преступлений и защиты интеллектуальной собственности в сети. Штаб-квартира Group-IB расположена в Москве. Компания является резидентом «Сколково» и Иннополиса.

В основе технологического лидерства Group-IB — 19-летний практический опыт исследований киберпреступлений по всему миру и более 70 000 часов реагирования на инциденты информационной безопасности, аккумулированные в одной из крупнейших лабораторий компьютерной криминалистики и круглосуточном центре оперативного реагирования CERT-GIB. Решения Group-IB признаны ведущими аналитическими агентствами Forrester, Gartner, IDC и только в 2022 году получили 8 золотых наград в рамках Cybersecurity Excellence Awards.