Дали прикурить: нелегальный рынок онлайн-продаж табака в 2021 году достиг 5,6 млрд рублей

Group-IB, один из лидеров в сфере кибербезопасности, оценила объем теневого онлайн-рынка табачной продукции и электронных сигарет в Рунете в 2021 году в 5,6 млрд рублей. Больше половины всего нелегального оборота приходится на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). Как и в случае с незаконной торговлей алкоголем, главным табачным маркетом среди мессенджеров стал Telegram — число подписчиков «профильных» каналов превысило более 1 400 000 человек. Эксперты Group-IB по исследованию контрафакта отмечают, что тенденция роста теневого бизнеса продолжится из-за ухода крупных игроков с легального рынка.

В 2021 году из-за увеличения на 20% акцизного налога на табачную продукцию цены на нее снова выросли — в среднем с 112 до 140 рублей за пачку. Курильщики перешли на более дешевые сигареты (до 125 рублей) — на них пришлась треть (37%) легальных продаж на российском рынке. Однако часть курильщиков переориентировалась на теневой рынок, где нелегальные торговцы предлагают широкий — около 200 брендов — ассортимент «подпольного» табачного товара, в том числе поддельного и контрабандного.

Табачок врозь

Аналитики Group-IB Digital Risk Protection второй год подряд оценивают объемы нелегального интернет-рынка классической табачной продукции и электронных сигарет. По итогам 2020 года он составлял 500 млн рублей, без учета продаж через соцсети, Telegram. Однако 2021-й год стал периодом расцвета торговли в этих каналах. Так через мессенджеры было продано товара на сумму 3,5 млрд руб, а на соцсети пришлось 314 млн руб. Суммарно размеры нелегального рынка табачной продукции достигли 5,6 млрд рублей.

Несмотря на запрет дистанционной продажи табака, специалисты Group-IB Digital Risk Protection обнаружили более 620 онлайн-ресурсов, где в обход действующего законодательства продают сигареты, стики и «электронки». В 2020 году подобных ресурсов было немногим больше — около 700. Это объясняется тем, что в 2021 году после блокировок часть продавцов мигрировала в социальные сети и мессенджеры.

Сетка самого масштабного табачного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить в ходе исследования, насчитывала 341 связанный домен. Такая аффилированность позволяет не только штамповать многочисленные «зеркала» основного магазина нелегальной продажи табачной продукции, увеличивая приток покупателей, но и оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки.

Из-за активных блокировок в соцсетях число групп и аккаунтов, где торгуют сигаретами, снизилось почти в два раза — с 320 до 190. Однако, как и в случае с нелегальной продажей алкоголя, основной торговой площадкой стал Telegram — в 2021 году здесь работали более 130 каналов, где можно было купить табачную продукцию (в 2020 году их было 100). Общее число подписчиков, интересующихся покупкой такого товара, увеличилась практически в 3 раза и составила более 1 400 000 человек.

Месть стиков

Больше половины всего теневого оборота онлайн-рынка табачной продукции пришлось на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). Системой Group-IB Digital Risk Protection в прошлом году было обнаружено 164 интернет-магазина, 22 групп в соцсетях и 40 каналов в мессенджерах, где предлагали купить контрафактные и  контрабандные стики известных брендов по цене в два раза меньше оригинала. Большая часть нелегальных стиков была изготовлена в Армении и Казахстане.

При этом на 122 сайтах, в 48 телеграмм-канале и в 40 аккаунтах или группах в социальных сетях активно торговали одноразовыми электронными сигаретами популярных брендов. В среднем стоимость одной поддельной электронной сигареты у теневых продавцов варьируется от 80 до 1300 рублей, в то время та же продукция в легальных магазинах обойдется курильщику примерно в 2 раза дороже.

По нашим оценкам, весь оборот нелегальной онлайн-продажи сигаретной и никотиносодержащей продукции за 2021 год составил более 5,6 млрд рублей. Однако финансовый ущерб производителям табачных изделий и государству из-за реализации товара в сети интернет в обход действующего законодательства выше — в 2021 году он составил 6,8 млрд рублей. Онлайн-продажа табачных изделий незаконна и подлинность продаваемой продукции никто не гарантирует, что сопряжено с риском нанесения значительного вреда здоровью.

Андрей Бусаргин
Андрей Бусаргин

Заместитель генерального директора Group-IB по направлению Digital Risk Protection

Специалисты Group-IB Digital Risk Protection прогнозируют, что ставший тенденцией рост цен на табачную продукцию увеличит интерес курильщиков к покупке более дешевых табачных изделий, а следовательно — дальнейшему росту теневого онлайн-рынка. Еще одним фактором развития подпольных продаж может стать уход крупных табачных игроков с рынка России и СНГ. Для полноценного детектирования и устранения угроз, направленных на табачные бренды, Group-IB рекомендует использовать решение класса Digital Risk Protection, позволяющее непрерывно вести мониторинг угроз, выявление и реагирование.

О компании

Group-IB — один из ведущих разработчиков решений для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества, исследования высокотехнологичных преступлений и защиты интеллектуальной собственности в сети. Штаб-квартира Group-IB расположена в Москве. Компания является резидентом «Сколково» и Иннополиса.

В основе технологического лидерства Group-IB — 19-летний практический опыт исследований киберпреступлений по всему миру и более 70 000 часов реагирования на инциденты информационной безопасности, аккумулированные в одной из крупнейших лабораторий компьютерной криминалистики и круглосуточном центре оперативного реагирования CERT-GIB. Решения Group-IB признаны ведущими аналитическими агентствами Forrester, Gartner, IDC и только в 2022 году получили 8 золотых наград в рамках Cybersecurity Excellence Awards.