Дублонов не хватит на всех: рынок онлайн-пиратства снова просел – теперь до $50 млн

Group-IB, один из мировых лидеров в сфере кибербезопасности, оценила нелегальный рынок интернет-пиратства в России в 2021 году в $50 млн за год онлайн-флибустьеры обеднели еще на $9 млн. Пираты лишились финансирования от своих главных спонсоров онлайн-казино и гемблинга, а их инфраструктура пострадала от блокировок со стороны правообладателей. Однако интерес зрителей к пиратскому контенту, напротив, продолжает расти, особенно на фоне приостановки работы в России иностранных кинопрокатчиков и ухода международных стриминговых платформ.

Седьмой год подряд аналитики Group-IB Digital Risk Protection оценивают размеры теневого рынка нелегального видеоконтента в России. До 2019 году доходы пиратов стремительно росли, потом началось его затяжное падение: в 2019 году $63 млн (4 млрд рублей), в 2020 году $59 млн. (3,7 млрд рублей), а в 2021 году $50 млн (2,8 млрд рублей).

Кино в смартфоне

В 2021 году рынок легальных видеосервисов в России уверенно шел в гору и показывал высокие темпы роста общая выручка составила рекордные 98,9 млрд рублей (без НДС), что на 59,8% больше показателей 2020 года. Популярность онлайн-платформ, бум производства сериалов и рост онлайн-видеорекламы привели к росту выручки по подписной модели для легальных платформ почти на 80%.

Зеркально те же причины кинобум, платная подписка и распространение покрытия мобильного интернета привели к увеличению желания российских зрителей смотреть «пиратку». Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам года выросло на 8,5% и составило 12,8 млрд (в 2020 году было 11,8 млрд). Уход из России зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах еще больше подхлестнули интерес к нелегальному контенту: если в марте 2020 года количество запросов на просмотр пиратки в популярном поисковике составлял 5 млрд, то в марте 2021 года уже 6 млрд.

Нет добычи нет почета

Сундуки Интернет-пиратов в прошлом году, напротив, опустели. По оценке аналитиков Group-IB, средний CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) в 2021 году снизился с $5 до $3,9 (в 2019 году был $6 ). Падение привлекательности пиратского трафика объясняется в том числе блокировками со стороны российских регуляторов, в частности Центробанка РФ, подозрительных транзакций онлайн-казино и гемблинга главных спонсоров пиратов. Напомним, что о необходимости такого шага Group-IB впервые упомянула в аналитическом исследовании «С блэкджеком и шлюпками: раскрыты теневые инвесторы Интернет-пиратства», выпущенном в 2020-м году.

Еще одной причиной затянувшегося финансового кризиса пиратов стали возросшие затраты на поддержание в рабочем состоянии своей инфраструктуры. Исходя из анализа отрытых данных, количество блокировок пиратских ресурсов в России в 2021 году выросло в 2,5 раза. Для сохранения трафика пиратам потребовались новые скрипты для обхода блокировок, больше затрат для продвижения контента в поисковых сервисах, приобретение новых доменов и тд. Таким образом, увеличился «порог входа» в пиратский бизнес, а управление пиратскими сайтами стало требовать больше вложений, времени и технических навыков.

Несмотря на повышенный интерес отечественного зрителя к пиратскому контенту, а особенно к тем фильмам, которые официально не выходят в России, пиратский рынок продолжил падение и в этом несомненно заслуга правообладателей и регуляторов с одной стороны, и появления продвинутых технологий борьбы с пиратством. Легализация интернет-пиратства остается пока лишь на уровне разговоров, однако возникающие «инициативы» не могут не настораживать: с мая начались «частные» нелегальные показы ряда голливудских картин, которые официально не выходили в России, в сети можно встретить предложения по упаковке пиратских копий в специальные DCP-пакеты (цифровой формат, используемые кинопрокатчиками для распространения и показа кинокартин в кинотеатра) и даже зафиксирована коллаборация пиратской релиз-группы с легальным бизнесом. Все это выглядит опасными сигналами.

Андрей Бусаргин
Андрей Бусаргин

Заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков

Эксперты Group-IB предупреждают, что нарушение интеллектуальных прав даже в незначительном виде приводит к поощрению правового нигилизма и способно свести на нет все успехи многолетней борьбы с пиратством. Group-IB Digital Risk Protection защищает бренды от пиратства и несанкционированного распространения уникального цифрового контента: 30 минут составляет среднее время обнаружения первой пиратской копии в сети, примерно 80% ссылок на нелегальные ресурсы удается зачистить в первые 7 дней. 87% пиратских ссылок удаляется в досудебном порядке.

О компании

Group-IB — один из ведущих разработчиков решений для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества, исследования высокотехнологичных преступлений и защиты интеллектуальной собственности в сети. Штаб-квартира Group-IB расположена в Москве. Компания является резидентом «Сколково» и Иннополиса.

В основе технологического лидерства Group-IB — 19-летний практический опыт исследований киберпреступлений по всему миру и более 70 000 часов реагирования на инциденты информационной безопасности, аккумулированные в одной из крупнейших лабораторий компьютерной криминалистики и круглосуточном центре оперативного реагирования CERT-GIB. Решения Group-IB признаны ведущими аналитическими агентствами Forrester, Gartner, IDC и только в 2022 году получили 8 золотых наград в рамках Cybersecurity Excellence Awards.